Начало » Просфора » о. Адрей Строгов. «Помяни, Господи, принесших...»
«Помяни, Господи, принесших...»
Просфора: история и значение
Προσφορα происходит от греческого προσφορω, т. е. приношу. В древности существовал обычай приношений верующими в церковь для совершения Литургии своих даров: хлеба и вина. Священник или епископ в священодействии Бескровной жертвы приносит Богу хлеб и вино, которые призыванием и действием Святого Духа освящаются и претворяются в само Тело и Кровь Христовы в таинстве Евхаристии. Нынешнее чинопоследование проскомидии возникло на основе этого обычая приношений.
Чин проскомидии, не имеющий совсем места в западных литургиях, а в восточных выработавшийся уже после св. Иоанна Златоуста, в наше время слагается из целого ряда действий над просфорами и служебным вином.
Для проскомидии положено использовать пять просфор. В древности они не имели такого вида, как теперь, и не ограничивались числом. Если судить по изображением евхаристического содержания в катакомбах, это были круглые хлебцы с крестообразным разрезом и соответствовали тем хлебам, которые приготовлялись для обычного домашнего употребления или обихода на Востоке и и Западе. В V-VIII веках их покупали для монастырской службы на торгу, посылая туда эконома. Впрочем, есть указания на существование в то время просфорников при монастырях, которыми выделялись проскомидийные хлеба от обыкновенных, что впоследствии привело к особенному их приготовлению.
Из жития преподобного Феодосия Киево-Печерского известно, что ещё в детстве чистый и боголюбивый отрок Феодосий, видя недостаток просфор в церкви Божией, сам по смирению своему покупал пшеницу, молол своими руками и пек просфоры. Часть приносил в церковь, часть продавал. Лишние деньги раздавал нищим, а на остальные снова покупал пшеницу и делал просфоры. Преподобный Феодосий, почтенный саном священства, во время сна братии брал их разделенное жито, которое они должны были молоть для хлебов, сам молол часть каждого и ставил на свое место. Будучи игуменом, часто входил в пекарню, работал с пекарями, месил тесто и делал хлебы, используя данные ему Богом здоровье и силу телесную. Он утешал и ободрял других, не ослабевая в своем деле.
В XI веке в Киево-Печерской Лавре среди подвижников-монахов известны Спиридон, Никодим и Прохор — просфорники. Преподобный Сергий Радонежский сам выпекал просфоры.
До XII века существовала одна главная просфора — агничная. Изъятие агнца из просфоры означает рождение Христа от Девы, а сама просфора символически напоминает чрево Богородицы. Одновременно Церковь усвояла Евхаристии символическое значение жертвы, принесённой Спасителем на Кресте, и совершала приношения за живых и за умерших своих членов и простирала спасительное значение этого акта на всех живых и живших членов Церкви Христовой — как совершенных, так и несовершенных, праведных и неправедных.
Когда точно сложилась традиция употребления пяти служебных просфор — неизвестно. Известно, что в XII веке по уставу императрицы Ирины применялся первый хлеб — Господский, второй — Богородичный, третий — дневного святого, четвёртый — за царя, пятый — за монахинь монастыря, шестой — за усопших, о седьмом определённо не известно. Изъятие частей из просфор в честь Богоматери и святых призывает их для подкрепления нашей молитвы, и совершаем это воспоминание в их честь и память.
В современной греческой и сербской традиции пять просфор объединены в одной большой просфоре, большая печать может ставиться прямо на хлеб.
В современной же русской традиции просфора состоит из двух частей, символизирующих Божественную и человеческую природу Господа нашего Иисуса Христа. На верхней части печать — ICXC HIKA, что в переводе означает Иисус Христос побеждает.
В состав просфоры входят пшеничная мука, дрожжи, вода (крещенская), соль. Тесто замешивается без опары, оно должно быть очень крутым, плотным.
Первая из пяти просфор — агничная — по величине соответствует числу причастников. Из второй священник вынимает частицу в честь Божией Матери и полагает её по правую сторону квадратного агнца на дискосе. Из третьей просфоры, называемой «девятичинной», вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, богоотцов Иоакима и Анны и того святителя, которого совершается Литургия, которые полагаются по левую сторону от агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвёртой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже агнца на дискосе, из пятой — за умерших, и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец, вынимаются частицы из просфор по запискам, подаваемым верующими. Эти просфоры считаются жертвой верующих с прошением помолиться за болящих, страждущих, заблудших, путешествующих; об упокоении усопших рабов Божиих. Полагаются частицы внизу Агнца, вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.
После Освящения (Преложения) Даров христиане причащаются Святых Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. По причащении мирян священник влагает в потир лежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых, принесенные для напоения из Божественным растворением, чтобы через это:
1. Святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались живейшей радостью на небесах.
2. Живые и мертвые, омывшись Пречистой Кровью Сына Божия, получили благодать, наследовали оставление грехов и жизнь вечную, что показывают произносимые при этом слова: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Своею Честною.
Раньше по совершении Литургии предлагалась трапеза любви αγαπη (агапа). В память этой трапезы Церковь определила раздавать присутствующим по окончании Литургии остатки хлеба, вознесенного в жертву Господу, через общую святую трапезу. Этот хлеб наименован антидором (вместодарие) — хлеб освященный, из которого внутренние части изъяты в проскомидии и в священодействии принесены в Тело Христово. Он раздаётся молившимся на Литургии в храме. Вкушать его положено натощак, до окончания службы. (во время пения 33-го псалма). Затем потребляется просфора.
Испорченные, заплесневелые освящённые просфоры сжигаются в церковной печи или размачиваются и крошатся в проточной воде.
Ныне просфоры выпекаются при храмах, монастырях, а не приносятся верующими, как в первые века христианства. Пекут их монахи или монахини, неженатые мужчины или женатые, которые на время печения просфор, как в пост, удаляются от супружеских отношений, а также с благословения целомудренные девы и жены.
В первый день Пасхи освящается большой, 4-5 кг, квашенный хлеб — Артос. На печати изображено Воскресение Христово. Он освящается особенной молитвой, раздробляется и раздаётся верующим в субботу перед Антипасхой. Потребляется с благоговением весь год и напоминает верующим о пребывании с нами воскресшего Спасителя.
о. Андрей Строгов